Хайсаков Павел Георгиевич

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Хайсаков Павел Георгиевич Павел Георгиевич Хайсаков начал войну под Сталинградом, служил в прославленной гвардейской Кантемировской танковой дивизии, а с сорок третьего — в гвардейской Таманской моторизованной стрелковой дивизии.

Офицер из Калмыкии Хайсаков Павел Георгиевич дошёл до Берлина.

Участник Парада Победы в Москве в 1945 году

Грудь лейтенанта П.Г. Хайсакова украсили ордена Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другими наградами.


Хайсаков Павел Георгиевич

За годы войны сын скотовода вырос в звании от рядового красноармейца до старшего лейтенанта, командира разведроты. Сложная фронтовая судьба П. Г. Хайсакова изобиловала не только радостями, но и горестными вехами. После тяжелого ранения в голову, перед началом занятий на курсах офицерского состава, удалось выкроить несколько суток, чтобы повидать родных и близких. Ехал и не думал, что окна дома встретят его крест-накрест заколоченными досками.

— Сломя голову, кинулся в сельсовет, — вспоминает Павел Георгиевич. — Оказалось, что председателем был мой друг детства, Александр Белов, он и рассказал, что всех калмыков выслали в Сибирь. За что и почему? Даже раны, полученные в боях, не шли ни в какое сравнение с душевными ранами. Александр как мог, успокаивал, дескать, какая-то ошибка произошла, пройдет время, разберутся люди. А на другой день, услышав о моем приезде, прибыли прокурор района, начальник райотдела НКВД и первый секретарь РК КПСС. Заходят в дом, показывают Указ. От злости меня трясло. И, словно сквозь сон, слышу: Всех калмыков, пришедших с фронта по ранению или другой какой причине, отправлять в тюрьмы, в места переселения…» Видя мое состояние и награды на кителе — орден боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу», первый секретарь, Добросердов говорит: «С такими наградами солдата трогать не буду. Ну, какой он враг народа?». Причем, уходя, прокурор распорядился, чтобы меня снабдили продуктами и даже предложил другу детства устроить торжественную встречу по поводу моего прибытия.

Ветеран-кантемировец называл себя счастливчиком, так как его не коснулась трагическая участь узников Широклага, уготованная большинству воинов-калмыков. Его в 1944 году смогли отстоять фронтовики-товарищи. В батальоне среди 700 военнослужащих он был единственным калмыком.
Павел Хайсаков из 12-тысячного корпуса был отобран в числе 16 офицеров и солдат.

Калмыцкий ветеран Хайсаков Павел Георгиевич вспоминал, что отбор в сводный полк проходил по нескольким параметрам.
Во-первых, в полк включали награжденных не менее чем четырьмя орденами.
Во-вторых, преимущество имели солдаты и офицеры, прошедшие по дорогам войны от самого начала и до конца. В основном это были солдаты 1920–1921 годов рождения, призванные служить в ряды Советской Армии до начала войны.
В-третьих, учитывались фронтовые ранения. А Хайсаков за годы войны пять раз был ранен. В-четвертых, немаловажное значение имели физические данные.

Ветеран вспоминал, что во время торжественного марша, несмотря на ранения, старался изо всех сил шагать красиво, чеканя каждый шаг. Офицер из Калмыкии Хайсаков Павел Георгиевич шел правофланговым в первой шеренге, и ему хорошо были видны лица людей, стоящих на трибуне Мавзолея.


День Победы




Оставить комментарий

Поиск