Калмыцкая чайная церемония

Праздник Калмыцкого Чая Калмыцкая чайная церемония. Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы (Ламы Цонкапы).

Легенда была записана автором статьи в 1980 году со слов Овшин Эрнжэн (1918-1988гг.)

Вариант данной легенды имеется в сборнике «Хальмг туульс» (т.З, Элиста, 1972, с.6). В ней говорится, что однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным» (деедсин идэн), и порекомендовал Цзонхаве употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам (Буддам) лампадку, прибавить к своему возрасту один год и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «хальмг цэ» (калмыцкий чай «джомба»).

С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежедневно совершать чайный ритуал подношения божествам.

В другом же предании (Хальмг туульс, т.2. Элиста, 1968,с.222-223) говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на прием мясной пищи. И вот один лама решил создать расти¬тельную пищу, которая бы не уступала по калорийности мясным блюдам. С этой целью в течение тридцати дней он читал специальную молитву.

Согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвенным взываниям ламы чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день калмыка, без чая не обходился ни один праздник.

Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» (деедсин идэн) определило специфику чайного ритуала калмыков. Существует множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая. Мы остановимся лишь на некоторых. КалмыкияТур www.KalmykiaTour.com

Считается хорошей приметой, когда человеку посчастливится попасть к кому-нибудь на утренний чай. По этому случаю хозяева дома говорят: «Сэн куунэ амн тоста» (Хороший человек всегда попадает на сытную пищу). Хозяева специально приглашают вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказываются, потому что с утренним чаем связывают благополучное решение начатых дел, что подтверждается народной мудростью: «Орун ця ууhад ирхла, керг куцх» (Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся).

Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему.


Праздник Калмыцкого Чая

Каких же правил должна придерживаться хозяйка при приготовлении и подношении калмыцкого чая?

1. Во-первых, запрещалось кипячение воды (хоосн хар усн) без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока).

2. Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматривается солярный культ, имеющий огромное значение в духовной жизни калмыков. Думается, что, совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.

3. После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.

4. Первая порция приготовленного калмыцкого чая преподносится в качестве подношения (дееж) бурханам (Буддам). Чай наливается в жертвенную чашечку, которая должна постоянно находиться на алтаре. По истечении определенного времени этот чай отдавали детям, в основном, мальчикам.

5. Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным светилам, земле и по особому относились к предметам, формы которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог кибитки с круглым основанием, держать дома пиалу с отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета.

В калмыцкой пословице говорится: «Лучшую пищу отдай гостю». Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями, если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец.

6. Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке — в особых случаях) на уровне груди, тем самым демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком.

7. При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем, родственником или еще кем-то. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения чая совершается хозяином дома.

8. Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание, в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле говорящий упоминает, как правило, и себя.

9. Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.

Чайная церемония — это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.

Евдокия Хабунова, кандидат филологических наук
журнал «Шамбала», 1994, №1.

Метки для туриста: , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Поиск
Республика Калмыкия
    Золотой храм Будды
    Советы туристам
    Афиша
    Калмыкия Твиттер Калмыкия ВКонтакте Калмыкия в Фейсбук
    Праздники
    Праздники
    Поездка на лотосовые поля
    Фестиваль лотосов
    Фото Калмыкии
    Фестиваль тюльпанов
    Природа Калмыкии
    Карта Калмыкии
    Как бесплатно покушать в ресторане в Элисте
    Борцоки
    Фестиваль лотосов
    Птицы озера Маныч Гудило
    Тур на верблюдах
    Калмыцкая бабушка помогла возвращению джедая
    Цветение лотосов
    Экскурсия Сайгаки
    Экотуризм в России
    Как добраться
    Жизнь кочевников в Калмыкии
    Фото Калмыкии
    Поездка на лотосовые поля
    Ритуалы продления жизни
Республика Калмыкия
    Буддийский праздник
    Праздники в Калмыкии
    Ансамбль Ойраты
    Шахматный город Нью-Васюки