Мото-экстрим в Калмыкии

Мото-экстрим в Калмыкии Мото-экстрим и приключения в Калмыкии

Большая часть моих знакомых мотоциклистов в этом сезоне собирались традиционно посетить юг России и Украины. Кто-то хотел отдохнуть в атмосфере байк-шоу в Тамани, ну а кто и просто расслабится на пляже. Я тоже люблю и море, и пляж и на август месяц был запланирован отдых с друзьями на море в Краснодарском крае, но реализовать свои желания в этой поездке я не смог.

Еще зимой я строил планы на предстоящий сезон, и главной задачей я ставил себе посещение засушливых и пустынных регионов, так как я большой любитель испытаний техники и самого себя. А для этого нет ничего лучше, чем жара, пыль, песок, и техника подходящая, КТМ 990.

Вариантов было несколько, в том числе за пределами Роcсии, но выбор пал на территорию республики Калмыкия. Расстояние небольшое и условия подходящие, ну и конечно интерес вызывало не только географическое положение, но и древняя культура калмыцкого народа.

Решив посетить Калмыкию, я начал собирать команду для совместной поездки, предлагал братьям и единомышленникам получить настоящее удовольствие от езды по бездорожью, тем более что наша техника просто рождена для этого. Но, к моему разочарованию я услышал только: «Может быть, там посмотрим и вообще чего ты забыл в степи и в песках, нам бы горы да холмы».

Близилась середина лета, а желающих все убавлялось. Стало понятно, что осваивать степные просторы мне придется одному. Узнав о нерушимости моих намерений, друзья стали отговаривать от поездки, мол, давай лучше с нами на юг, к морю, вместе веселей.

Многие стали рассказывать страшные истории о Калмыкии. Чего я только не услышал: и людей там воруют, и русских там не любят, а мотоциклистов — в квадрате. Все эти страшные истории граждане излагали с приведением точных географических названий и исторических фактов.

Такой вот экспресс-курс о Калмыкии. Правда в том, что я неоднократно проходил подобные курсы, интересуясь тем или иным регионом, и большая часть бывалых рассказчиков делились информацией, ни разу не посетив места, описываемые ими.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Катаясь по России, я оказывался в, мягко говоря, неприятных ситуациях в местах, в которых, по мнению большинства все тихо, спокойно и комфортно. Посему понимал: слушать меньше, делать больше, надо ехать. Установил дату выезда, подготовил мотоцикл.

План поездки был такой: из Москвы в Волгоград, потом Калмыкия, по степям которой я должен был кататься четыре дня, затем в Тамань к друзьям. Мотоцикл готов, экипировался я по полной: все для ремонта мото и себя и конечно покрышки для мягкого грунта…

Залил заранее подготовленный маршрут и карту в навигатор. При подготовке пытался найти в Интернете гостиницы в населенных пунктах и областных центрах, но безуспешно, нашел только в столице Калмыкии — Элисте. С топливом тоже не понятно. В общем информации очень мало, туризм в республике пока не развит. Маршрут составил таким образом, чтобы не было проблем с топливом, опираясь на крупные населенные пункты.

Наступила дата выезда и вперед по трассе М6 к Волгограду. По дороге встретил мотопутешественников из Новой Зеландии. Товарищи в возрасте, среди них одна женщина, изъездили весь мир и вот под Тамбов занесло.

Общение с новозеландцами было затруднено моим катастрофическим незнанием английского, но древний язык жестов все же помог обменяться эмоциями и информацией. И вот до первой остановки в Волгограде осталась пара километров, только я расслабился, как почувствовал, что с моим багажом что-то не так.

Остановился и увидел пренеприятную картину: ремень, удерживающий две новенькие покрышки, лопнул, один из баллонов лег на глушитель, и участок резины размером с пачку сигарет превратился в уголь. Настроение ухудшилось, ведь всего через 30 км я должен был перейти на резину с грунтозацепами, а передней резины у меня больше нет.

Добрался до гостиницы, осмотрел колесо, стало ясно: без вариантов нужен новый баллон. Позвонил своему товарищу Сергею в Москву, попросил выслать резину. При наличии ее в Москве, курьерская служба  обещала  доставить груз в течение 3-х дней. В моих планах была ночевка  в Волгограде, затем замена резины под грунт и в степь. Теперь все менялось, необходимо было ждать.

Но вот чудо, звонок от моего товарища, который в этот момент находился на байк-шоу в Тамани. Он сообщил мне, что на сем мероприятии встретил замечательных людей из Федерации автомотоспорта Калмыкии и поведал им о моих планах покататься по Калмыкии, на что они попросили в обязательном порядке связаться с ними. Мой товарищ сообщил мне номер телефона президента ФАМС Калмыкии Арслана Горяева. Я связался с ним и сообщил, что я у границы Калмыкии, но у меня проблемы с резиной, и я ожидаю резину из Москвы.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Узнав о моих проблемах, Арслан Горяев пытался помочь найти резину у братьев кроссменов в Волгограде и Элисте, но безуспешно. Горяев пригласил меня проследовать  в Элисту и ожидать получения резины там. Мои планы изменились, и вечером я прибыл в столицу республики город Элисту.

На въезде в город меня встретил Арслан Горяев, сопроводил к гостинице в Элисте, помог устроиться. После чего Горяев пригласил меня в дом к своим родственникам,  где я познакомился с его сыновьями, родителями и друзьями. Я заменил заднюю резину, и мы отправились в кафе, где я изложил свои планы. К моей радости я встретил людей, которые как никто другой знали Калмыкию.

До этого дня с Арсланом Горяевым лично я знаком не был, но о его деятельности слышал, так как интересовался различными ралли–рейдами, а именно ФАМС Республики Калмыкия являлись организаторами небезызвестных ралли–рейдов, проходивших с 2001 по 2006 г.г. на территории республики Калмыкия.

Перед поездкой я даже пытался найти маршрут гонки, чтобы катнуться по нему, но безуспешно. После анализа моего маршрута и моих пожеланий коллектив ФАМС Республики Калмыкия и единомышленники одобрили и внесли некоторые коррективы в мой план.

Теперь я знал где заправки и определенно знал где я буду спать. Неожиданно для себя получил такую поддержку и заботу, что о большем и мечтать не мог. В течение одного дня моя поездка в неизвестность превратилась  в хорошо спланированное мероприятие.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Утро  следующего дня, делать нечего, мое колесо приедет в Элисту не раньше чем через 2 дня, но вдруг мою неопределенность развеяли в миг. Телефонный звонок от Арслана Горяева, он сообщил мне, что ждет меня у гостиницы через тридцать минут и у нас много дел.

Встретившись с Арсланом, мы направились в пригород Элисты, где он должен был встретить колонну автопробега из Москвы. На месте меня познакомили с журналисткой Кларой и попросили ее провести для меня экскурсию по достопримечательностям города.

Признаться, я небольшой любитель музеев, экскурсий и т.д., люблю познавать самостоятельно, но уже через час я забыл о своем отношении к экскурсиям и был полностью поглощен увиденным и услышанным.  Я посетил два музея и еще много всего, но особое впечатление на меня произвел буддийский хурул (храм) «Золотая обитель Будды Шакьямуни«, который является самым большим в Европе.

Хурул был построен в очень короткие сроки, его архитектура и масштаб впечатляют. Первым, что привлекло мое внимание при подъезде к Элисте, был он. Не менее интересно и внутреннее устройство, многочисленные росписи сделанные художниками из Индии и конечно  внушительных размеров статуя Будды, возвышающаяся над вторым светом помещения. Большая часть архитектуры города  является наследием СССР как в большинстве городов России и не передает национального восточного колорита, но заметно много и новых строений.

Это и арки в восточном стиле и много других построек  в национальном стиле и конечно главный  хурул, который возвышается над всеми постройками. Рядом с ним отчетливо ощущаешь Восток, буддизм.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Также  я посетил старый хурул за чертой города, его архитектура на фоне степных просторов создавала великолепную картину вечером. Я также посетил город шахмат Сити-Чесс, это самые настояшие «Нью-Васюки» и конечно сфотографировался у памятника великому комбинатору Остапу Бендеру.

Вечером со своими новыми друзьями отправился ужинать. В машине играла национальная калмыцкая музыка, которая прекрасно дополняла все впечатления полученные за день.

Утром меня сопроводили на конеферму, где  угостили кумысом. Замечательный напиток. И не имеет ничего общего с тем продуктом,  который продают в магазинах с тем же названием. И никаких негативных последствий, только легкая эйфория после нескольких стаканов, запах полыни, лошадей, восторг полный.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Колесо,  наконец, прибыло в Элисту. Заменил переднюю резину, и вот долгожданный миг настал, наконец, я отправлюсь в степь. Путь мой лежал от Элисты к поселку Цаган-Аман, где меня должны были встретить знакомые Арслана.

После нескольких километров движения по степи, словив пару ям и камней, я понял, что с легкостью «прохватить» по просторам Калмыкии у меня не выйдет. Особенностей езды в степи более чем достаточно. На первый взгляд все ровное без изъянов, но под покровом трав скрываются коварные разрывы грунта, ямы, тропы, по которым некогда водили скот. При поперечном пересечении таких троп на мотоцикле неожиданно можно вылететь из седла или остаться без подвески и колес, даже при небольшой скорости движения. На грунтовых дорогах тоже полно сюрпризов.

Сочетание светлого  грунта и яркого солнца очень хорошо маскирует ямы и провалы, даже при открытой видимости участка. Спустя некоторое время я адаптировался и стал увеличивать скорость движения, тут как тут новые проблемы.

Периодически я проезжал через места скопления каких-то маленьких птиц, которых тоже не было видно в траве.  Взлетали они все разом, и при непосредственном проезде через них  я вдруг оказывался в облаке птиц, которые  периодически бились в разные части тела. Несмотря на незначительные размеры птахи, удар достаточно ощутимый.

Скорости я не сбавлял, и напрасно. Очередной удар птицы пришелся мне в лицо, в результате чего с меня сорвало очки, я на мгновение расстался с рулем, потерял управление и наскочил на бугор, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате падения оторвалась одна из стоек руля, крыло и, самое прискорбное, навигатор разорвало безвозвратно. Стало ясно, что далее мое путешествие невозможно. Собрал обломки, закрепил руль и вернулся в Элисту.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

В Элисте совместными усилиями стали собирать мото. Кто-то искал болты, а кто-то вместе со мной вытягивал мот. На ремонт ушло два дня, и к моей радости Арслан Горяев выдал мне свой навигатор, без которого  я не мог реализовать свои планы, потому как в степи ориентироваться очень сложно, и вместо наслаждения поездкой я  бы, скорее всего, метался от поселка к поселку в поисках бензина.

Вечером мне позвонил Сергей и поинтересовался, как проходит моя поездка, и доставили ли мне резину и сообщил, что он находится в Волгограде. Я поделился с ним своими впечатлениями и предложил ему присоединиться ко мне, тем более что он всего в 380 километрах от Элисты, и техника у него подходящая для таких мероприятий. Он не уверенно сказал, что может быть приедет завтра.

На следующий день Сергей примчал в Элисту. Я предложил посвятить один день знакомству с достопримечательностями Элисты и завтра выдвинуться вместе со мной в Цаган-Аман. У него были другие планы.

Сергей собирался навестить меня и вечером вернуться в Волгоград, но после обзорной экскурсии он не смог отказаться от поездки в Цаган-Аман, чтобы получить более полное впечатление от Калмыкии.

Утром мы выехали. В компании с единомышленником катание по степи стало еще интереснее. Но рановато я расслабился. После проезда места предыдущего своего падения я решил уточнить местоположение. Следуя по прямому участку, я отвлекся на навигатор и был мгновенно наказан.

Удар, очнулся на земле, надо мной Сергей. Я поинтересовался, что случилось. Сергей поведал мне о моем красочном акробатическом падении и показал на яму,  в которую я влетел. На сей раз падение на 130 км/ч обернулось более тяжелыми последствиями для моего тела.

Я предложил подождать минут тридцать, чтобы оценить свое состояние, так как у меня явно болела нога, ребра и кисть руки. Приложив искусственный лед из аптечки, которого к счастью было навалом, я отлеживался в тени мотоцикла Сергея.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Через тридцать минут Сергей подсобрал мотоцикл и сказал, что, в общем, ничего критичного нет, ехать можно. С ближайшей точки к нам подъехал местный житель на Иже. Узнав, что с нами приключилось, любезно предложил свою помощь.

Он был краток и не задавал как это обычно водится множества вопросов. Сказал, что если потребуется, мы можем остановиться у него, он накормит, напоит и будет очень рад помочь. После чего, указав  направление к своему дому и пожелав нам удачи, удалился.

Я был поражен такой расположенностью к нам. Итак, мы продолжили наше движение. Навигатор  в порядке. Через пару часов мы прибыли в промежуточный пункт нашего маршрута, неподалеку от поселка Привольный. На точке нас встретил Леонид, родственник друга Арслана Горяева.

Калмыкия

И снова радушный прием. К моей радости я принял холодный душ и стал осматривать свои повреждения. После замечательного обеда Леня предложил мне отлежаться в  доме часок-другой, от чего я не смог отказаться.

Это время мы провели в беседах. Делились впечатлениями. Леонид поведал нам о своих поездках на мотоциклах Урал и Минск. На этой технике местные ездят на охоту. Ребята гоняются на мотоцикле за волками по степи, такой веселый экипаж на двух колесах: водитель и стрелок.

Судя по всему, у них это хорошо получается. А теперь делайте выводы после выше описанных условий езды по степи. Придя в себя, мы стали собираться в дорогу, и Леня любезно предложил сопроводить нас до асфальтовой дороги, которая выведет нас к заправке. Мы с Сергеем вежливо намекнули ему, что на своей технике он нам только мешать будет, потому как мы передвигаемся быстро.

Но он настоял на совместных  «покатушках». Когда мы доехали до пункта назначения, мы посоветовали Лене попробовать себя в ралли, у него неплохие шансы. Местные жители из калмыцкого поселка с неизвестным для меня названием были рады нашему появлению и, узнав, что мы не сможем у них задержаться, очень расстроились.

Они хотели угостить нас и даже уже послали человека выбирать барана для угощения. Предложение заманчивое, но уже вечер и нам надо ехать дальше. Нога болела все сильнее, а нам еще до Цаган–Амана ехать. Наконец мы добрались, искупались в Волге. Нас как обычно стали кормить, поить. Беседуя за столом с хозяевами дома, мы провели изумительный вечер.

Калмыкия

Следующий наш участок маршрута от Цаган-Амана в Лагань, и большая часть его состояла из преодоления песков.  Маршрут проходит через заповедник и должен был быть очень интересным, но утром стало ясно, что нам не светит заехать в пески, так как я серьезно повредил ногу и кисть, пески мне не преодолеть. Решили следовать большую часть пути по шоссе и потом свернули на гравийную дорогу, которая плавно перетекла в дорогу из красной глины, потом песка.

Мы то и дело останавливались, чтобы насладиться пейзажем и красочными деталями дороги, вдыхая насыщенный запах полыни и других трав. Чем ближе мы приближались к Лагани, тем сильнее ощущалось приближение к воде. Сухой и горячий воздух менялся на влажный, с запахом воды. И вот мы прибыли к Каспийскому морю в Лагань. Арслан Горяев попросил своих знакомых встретить нас и обязательно организовать поездку к местам цветения Лотоса.

Нас разместили в частной гостинице города Лагань, маленькой, но очень уютной, с кондиционером и телевизором. Сколько я не искал в Интернете жилье в Лагани ничего не нашел, а оно там есть.

Утром мы отправились на экскурсию к Каспию. На  моторной лодке наш любезный проводник повез нас к месту цветения Лотоса, священного для буддистов. Водные маршруты, по которым мы следовали, шириной в основном не превышали двух метров, а скорость их прохождения примерно 50 км/ч.

Для меня это  аттракцион достаточно экстремальный, я постоянно ожидал из-за поворота встречную лодку, но все обошлось. И вот долгожданный Лотос (не могу писать название этого удивительного цветка с маленькой буквы).  Передать красоту и тем более запах цветущих лотосов фотоаппарат не может, это надо увидеть своими глазами хоть раз в жизни. Поблагодарив нашего проводника за экскурсию, мы отправились дальше в Элисту.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

И снова нам пришлось объезжать пески. Я наблюдал на расстоянии золотые поля песка и барханы. Пустыня очень притягивала,  но я понимал, что при температуре 47 в тени с моими травмами я не осилю песков. Было обидно.

Хурул Элиста Калмыкия

По дороге мы часто проезжали соленые озера, маленькие и большие. Зрелище эффектное, так и хочется «прохватить» по абсолютно ровной поверхности озера, но и там есть ловушки, покатались аккуратно.

На выезде с солончака я остановился, чтобы сфотографировать озеро, и снова получил  урок бдительности. Сергей на выходе с солончака не заметил холм и не успел среагировать. Влетел на всем ходу в холм, потом в небо.

ОТШЕЛЬНИКи в Калмыкии

Жесткое приземление но, к счастью, несмотря на сильное падение, все обошлось ушибами и чуть помятым мотоциклом. Поправив руль и придя в себя от прыжка, мы тронулись дальше.

В связи с описываемыми мной постоянными падениями можно сделать вывод, что нам нужно подучиться езде на мотоцикле. Но для понимания обстоятельств сообщаю, что Сергей — профессиональный спортсмен, который немало лет отдал мотокроссу,  как, впрочем, и я не  первый день на внедорожье.

Конечно, со скоростным режимом был перегиб.  Нашей прыти поубавилось после падений  и заставило нас относиться к калмыцкой степи с должным уважением и вниманием. Нельзя с налета покорить степь Калмыкии. В этом была наша ошибка.

Калмыкия оставила  у меня очень хорошие воспоминания, но главным образом меня поразило и понравилось доброе отношение людей. Это касается не только моих друзей, но и большинства людей, которых я встречал на своем пути. Калмыкия это очень интересный и красивый регион, со своей не менее интересной и древней  культурой  и историей. Но край это довольно  суровый и надо взвешенно и с умом расходовать свои силы и с уважением относится к людям и культуре Калмыкии.

Фотоотчет о поездке мототуристов в Калмыкию весной 2008 года http://www.ermitano.ru/

Состав участников Павел Двали, Сергей Морозов и калмыцкие друзья.

Розовое озеро в Калмыкии

Афиша
    Калмыкия ВКонтакте
    Хан мэн Элиста
    График заседаний и совещаний по туризму
    Форбс о Калмыкии
    Фото Калмыкии
    Красивая японка в Калмыкии
    Борцоки
    Как бесплатно покушать в ресторане в Элисте
    Птицы озера Маныч Гудило
    Жизнь кочевников в Калмыкии
    Фото Калмыкии
Республика Калмыкия
    Калмыцкая бабушка помогла возвращению джедая