Далай-лама: Каждый должен быть учителем самому себе

Как мы уже сообщали, в последний день визита Далай-ламы XIV в Калмыкию, 18 сентября 1992 года, состоялась пресс-конференция Его Святейшества с журналистами калмыцких республиканских средств массовой информации. Мы обещали читателям рассказать о ней более подробно и представляем сегодня их вниманию наш отчет.

Вел пресс-конференцию председатель Союза журналистов Калмыкии В.Х. Эрендженов. Он же задал первый вопрос.

— Ваше Святейшество, каковы ваши впечатления о нынешнем визите, встречах с народом?

— Насколько я могу судить, люди получили больше религиозных свобод и довольны этим. Подтверждением может служить то, что, несмотря на экономические трудности, они строят хурулы.

Я заметил также при посещении районов, что в буддийских общинах большинство составляют женщины. Выходит, основную ответственность за передачу духовного наследия следующим поколениям у вас несут женщины…


Далай-лама

— В Калмыкии назрела необходимость создания центра тибетской медицины. Можно ли надеяться на помощь в этом деле Далай-ламы? Почему нет международного центра буддизма? (Я.С. Джамбинов, ветеран, член Союза журналистов).

— Один из тибетских врачей скоро приедет в Элисту — здесь сложностей нет. Oтсутствие же международного центра буддизма можно, наверное, объяснить тем, что в большинстве стран, население которых исповедует буддизм, буддийские общины заняты прежде всего своими внутренними проблемами…

— В республики бывшего Союза нахлынули нынче миссионеры—представители различных религий и конфессий. В прежде атеистических советских республиках они стремятся заполнить образовавшийся вакуум, привлечь внимание людей и по возможности обратить их в свою веру. Каково ваше отношение к этому явлению? («Элистинские новости»).

— Смена религии для человека — очень сложный и болезненный процесс. Если, к примеру, это христианин, то ему надо преодолеть семейные традиции. Возникают внутренние психологические проблемы. Поэтому мое миссионерство заключается в том, чтобы дать человеку от имени религии, но не стремиться обратить его в свою веру.

— Известно, что главы мусульманских государств, президенты дают при вступлении на престол клятву на Коране. Есть ли практика клятвы верой у глав буддийских государств? Может ли быть нечто подобное у нас? (Радио Калмыкии).

— Каждый, кто становится буддистом, дает обещание признавать три драгоценности Будды, то есть обещает быть хорошим человеком. Что касается клятвы президента, то он это делает в соответствии с тем, к какой религии принадлежит. Если президент неверующий, то, естественно, он и не должен давать клятву верой. У вас этот обряд может быть таким, как вы захотите. Тут я не могу советовать.

— Религиозные учения представляются нам сводом канонов и догм. Почему же пробудился нынче во всем мире интерес к буддизму? В чем его диалектика? («Известия Калмыкии»).

— Для буддийского учения вообще, в частности, для махаяны, свойственно опираться не на слова, а на их сущность, не на временное их значение, а на абсолютное. Будда учит ничего не принимать на веру, а познавать все на собственном опыте. Для постижения буддизма большое значение имеет анализ. Все происходящее — относительно, абсолютных истин не существует.

Буддийский подход чрезвычайно гибок, если и есть в этом учении догмы, то они минимальны, поэтому оно постоянно развивается.

— Одна из заповедей буддийского учения гласит: отказаться от себя самого. Этот тезис у нас, ориентирующихся на европейскую систему ценностей, в которой индивидуальное превалирует над общественным, вызывает замешательство. Если отказаться от себя самого, то, что же в человеке останется человеческого? (Калмыцкое телевидение)

— Конечно, ничего не останется. Некоторые думают, что в этом и состоит нирвана. Но на самом деле буддизм, махаяна — необычайно индивидуалистическая религия. Будда учил: вы должны быть своими собственными учителями. Поэтому, исповедуя буддизм, занимаясь религиозной практикой, человек с самого начала и до конца сохраняет свою индивидуальность.

Что касается желаний, чувства “эго”, то желания могут быть двух видов. Если мы хотим учиться, достичь состояния Будды и т.д. — это положительное желание. Но бывают и отрицательные желания, чувства “я”. К. примеру, когда мы смотрим на других сверху вниз. С другой стороны, невозможно принимать на себя ответственность за других, не имея чувства “я”. Оно в данном случае положительное. Даже гнев может иметь положительное значение. Абсолютно отрицательное чувство — это ненависть.

— Ваши проповеди, к сожалению, не переводились на калмыцкий язык. Поэтому людям старшего поколения не все было понятно.

У людей же, как вы заметили, есть большое желание возродить религию. Но у нас не хватает священнослужителей. Видимо, необходимо открыть в Калмыкии духовное училище? (Калмыцкое телевидение).

— Я уже упоминал о том, что чувствовал себя неудобно оттого, что перевод был только на русский язык, Надеюсь, что в следующий раз вы найдете переводчика со знанием тибетского и калмыцкого, которому была бы знакома буддийская терминология.

Что касается подготовки священнослужителей, то с вашим руководством есть на этот счет договоренность: в Тибетский центр в Индии поедут на учебу десять монахов и пять мальчиков. Обучение продлится 10-15 лет. Накануне визита в Россию я спрашивал настоятеля одного из дацанов, сколько человек из монголо-язычных республик они смогут принять? Он ответил, что около ста… Мы подготовили двух учителей, которые в скором времени собираются сюда выехать.

В нынешний визит, как вы, наверное, знаете, я даровал посвящение в монахи нескольким юношам. На них сейчас будут смотреть все буддисты. Поэтому они должны быть особенно внимательны к своему поведению. Хотелось бы напомнить и о том, что центрами обучения, а не только молельными домами, могут стать ваши храмы. Основам буддизма можно также обучать в общеобразовательных школах.

Я доволен тем, что в Калмыкии создано общество друзей Тибета, начат выпуск журнала культурно-религиозного направления. Это очень хорошие шаги.

— Можно ли хотя бы кратко переводить на калмыцкий тексты молитв? («Хальмг Yнн»).

— Конечно, можно. Учение Будды пришло к нам из Индии, все тексты были на санскрите. Мы их перевели на тибетский и теперь произносим молитвы на своем языке, кроме специальных выражений—мантр.

— Ваши впечатления от встречи со студентами и какими будут ваши пожелания молодежи? («Молодежь Калмыкии»).

— Я ожидал больше вопросов, поэтому мне трудно судить о том, что волнует молодежь. Но я видел на лицах энтузиазм, и общее впечатление от встречи в КГУ положительное.

Обычно при встречах с молодежью я говорю, что познания не должны отрываться от самой личности познающего. Только целостное развитие личности даст возможность проявиться знаниям.

У молодежи много энергии, но не хватает терпения. Молодые должны понимать: они — основная сила будущего, поэтому на их плечи ложится колоссальная ответственность.

И еще: осознание своей национальной принадлежности лежит через постижение национальной культуры. Основа же, стержень культуры калмыцкого народа — буддийская религия. Поэтому требуется ее познание.

Как мне говорили, большой проблемой у вас является алкоголь, будут ею, возможно, наркотики. И то, и другое ведут к саморазрушению личности.

— Не так давно в нашем хуруле несколько священнослужителей посредством голодовки добивались выполнения своих требований. Каково ваше отношение к подобным мерам воздействия? («Элистинские новости»).

— Тибетцы тоже устраивают голодовки. Эти способы борьбы — голодовка и гражданское неповиновение — придуманы не нами, а еще Махатмой Ганди. О том же, что произошло в вашем хуруле, я плохо информирован.

В прошлом, случалось, во имя религии совершались не совсем достойные вещи. Но вообще должен сказать, что важно не количество монахов, а их качество. Если они устраивают скандалы, то тем вредят не только себе, но и учению Будды. Нужны строжайшие правила, которым монахам необходимо следовать — особенно из ныне посвященных — с самого начала.

Монахи не должны быть перегружены работой — в этом им могут помочь миряне, взяв на себя большую часть работ. Монахам не положено иметь личную собственность, кроме 13 вещей одежды. У меня, к примеру, есть только то, что на мне и запасная одежда. Есть вот, правда, часы. Но отношение даже к этим вещам должно быть не как к лично своему, а как к общему, общинному. В противном случае будут нарушены заповеди.

Деньгам, жертвуемым храму, нужно вести точный счет, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что они тратятся не по назначению.

Монахи не должны жениться, иначе наступит разложение буддизма. Монах не может быть одновременно мирянином. Есть миряне и есть монахи. Если кто из ныне обращенных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря.

Не исключено, что в будущем миряне построят свой храм. Есть храмы, при которых верующие живут семьями – в таких случаях нарушений заповедей нет.

В завершение пресс-конференции Его Святейшество заметил: поскольку большинство верующих в Калмыкии, по его мнению, женщины, то надо, видимо, открывать здесь женский монастырь. И, естественно, изгнать из него всех мужчин.

Закончилась встреча с журналистами фотографированием на память.

В газетном отчете, который мы даем в кратком изложении, не представляется возможным рассказать обо всех вопросах и ответах, прозвучавших на пресс-конференции. Запись ее будет транслироваться по местному телевидению.


Калмыкия

Н. Куменова
«Известия Калмыкии»
По материалам пресс-конференции Далай-ламы XIV
26 сентября 1992 года


Республика Калмыкия
Калмыкия валюта

Оставить комментарий

Поиск
Республика Калмыкия
    Золотой храм Будды
    Советы туристам
    Афиша
    Калмыкия Твиттер Калмыкия ВКонтакте Калмыкия в Фейсбук
    Калмыкия
    Радио Калмыкия
    Места приема подарочных сертификатов
    Калмыкия
    Калмыкия
    Праздники
    Ритуалы продления жизни
    Как улететь на Юг
    Фестиваль тюльпанов
    Природа Калмыкии
    Поездка на лотосовые поля
    Фото Калмыкии
    Карта Калмыкии
    Борцоки
    Как бесплатно покушать в ресторане в Элисте
    Птицы озера Маныч Гудило
    Тур на верблюдах
    Стивен Сигал в Элисте
    Цветение лотосов
    Экскурсия Сайгаки
    Экотуризм в России
    Как добраться
    Жизнь кочевников в Калмыкии
    Фото Калмыкии
    Калмыкия
Республика Калмыкия
    Калмыцкая бабушка помогла возвращению джедая
    Контакты